«Пульс времени»

Идея создания исторического клуба (КЛИО — клуба любителей истории Отечества) под таким названием родилась у двух его руководителей, меня и Д.С. Боголюбовой, руководителя музея истории г. Коркино, в результате плодотворной работы над книгой, посвящённой Артуру Гильдебертовичу Фолленвейдеру, удивительному художнику и Почётному гражданину нашего города. Тщательно и подробно обсудив все детали его создания, решили: клуб как форма культурного диалога будет молодёжным дискуссионным, а его аудитория — студенты коркинских техникумов и старшеклассники школ. Главная цель — формирование личности через серьёзную дискуссию посредством глубокого и бережного изучения и осмысления национальной истории и культуры в духовно-нравственном контексте — в условиях современных вызовов и навязывания ложных ценностей. Многие занятия посвящаются крупнейшим памятным датам в истории России, её героям и выдающимся гражданам малой Родины. Одно из них — «Война за умы. История как инструмент манипуляции».

Вести такой клуб представителям двух разных поколений не только целесообразно, но и, что называется, «сам Бог велел»: в силу разницы в возрасте смотрим на многое по-разному, но в одном направлении — это и хорошо для дискуссионной площадки такого рода; если у Дарьи Сергеевны, молодой коллеги, пока нет выработанных стереотипов и её способ мышления иногда бывает гораздо эффективнее, то мои знания и опыт оказываются наиболее востребованными при решении некоторых серьёзных вопросов. Так и работаем: ставим проблемы, генерируем и комбинируем идеи, фантазируем, потом систематизируем, отбираем, оцениваем, обсуждаем, отыскиваем компромиссы, соединяем и пишем сценарий, -одним словом, активно используем метод»мозгового штурма«. В команде нам работается легко и свободно — тогда из количества свежих оригинальных идей и рождается хорошее качество.

В сентябре составили перспективный план работы, включающий обсуждение актуальных и обязательно проблемных вопросов по истории России, её великой культуре, искусству, спорту, политике, русскому языку, — всё это будет целенаправленно приобщать обучающихся не только к базовым национальным ценностям российского общества, культурным ценностям нашего многонационального народа, но и—к ценностям общечеловеческим в контексте формирования у них российской гражданской идентичности. При этом будет постоянно использоваться краеведческий материал: свои занятия мы посвящаем 50-летию музея истории г. Коркино, важнейшим событиям его жизни и людям.

У нашего клуба есть все необходимые атрибуты: девиз, музыкальная заставка (потрясающая музыка Г. В. Свиридова), заповеди, эпиграф.В сценарии включаем не только серьёзный материал, стихи, произведения искусства, но и подчас — провокационный, шуточный, иногда курьёзный, учитывая возраст слушателей и их современные особенности («клиповое» сознание, например).

Уже проведены занятия в нескольких группах коркинского филиала ЧГКИПиТ и КГСТ по первой теме («О, я хочу безумно жить…»), посвящённой 75-летию А. Г. Фолленвейдера и Коркино, его ровесника. Здесь же, рассказывая о судьбе выдающегося земляка, коснулись темы репрессий и вклада в культуру родного города представителей немецкой нации. Ребята с интересом слушали незнакомый материал, смотрели и слушали видео- и музыкальные презентации, отвечали на проблемный вопрос: представителем немецкой или русской культуры был Артур Гильдебертович?

Каждое новое поколение вновь и вновь проходит волнующий и зачастую мучительный процесс поисков смысла жизни. В неформальной обстановке, в живом общении мы вместе с ребятами размышляем над непростыми вопросами времени, ищем в спорах ответы на вечные или сиюминутные, но для них важные вопросы, отстаиваем своё мнение, меряемся силами в поиске убедительных аргументов и, как нам кажется, не без удовольствия находим ответы и решения. При этом нет конфликта поколений, все взаимно вежливы и терпимы по отношению друг к другу. Это позволяет повышать уровень информационной, эстетической и коммуникативной культуры, развивать кругозор участников клуба и претворять в жизнь одну из клубных заповедей, подсказанных мудрым Д. С. Лихачёвым: «Творчески обогащая мир — изменяешь себя, нравственно совершенствуя себя — изменяешь мир».

Э. А. Буреш, педагог дополнительного образования

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *